ОБЛОЖКА

ОБ АВТОРЕ

ТИТУЛ

СОДЕРЖАНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.
     Во-первых, становится очевидно, что пьесы Максима Горького раннего периода "сопротивляются" истолкованию их в русле "реалистического" типа. Хотя это не означает, что данное восприятие в корне неверно, однако оно заметно сужает диапазон истолкований драм "Мещане", "На дне", "Дачники", как правило, вводя ее в рамки исключительно жанра социально-бытовой драмы или комедии.
     Во-вторых, ранняя драматургия Горького рождалась и развивалась под сильным влиянием художественного явления "новой драмы" рубежа XIX-XX вв., впитывая ее достижения в области поэтики и одновременно пытаясь полемизировать с ее идеологией. С одной стороны, открытый "новой драмой" трагизм повседневности присущ и горьковской драматургии, однако к проблеме этой Горький подошел уже с иной точки зрения, что и стало основой для зарождения в его произведениях для театра трагикомического конфликта. С другой стороны, многие художественные принципы "новой драмы", усвоенные Горьким, сделали возможным истолкование его драматургии сквозь призму многих жанров и жанровых разновидностей, берущих свое начало именно в этом явлении начала века - вплоть до истолкования в русле "театра абсурда".
     Наконец, явное тяготение пьес М.Горького раннего периода к истолкованию их в русле трагикомического жанра также можно считать следствием близости к эстетике "новой драмы". Тенденция эта проявилась настолько очевидно в истории функционирования пьес "Мещане", "На дне" и "Дачники" в ХХ столетии, что понадобился дополнительный анализ, подтвердивший верность предварительных наблюдений. Таким образом главным итогом диссертационного исследования можно считать вывод о том, что в истории отечественной литературы пьесы Горького раннего периода представляют жанр трагикомедии.
     В процессе этого анализа был также сделан еще один вывод: драматургия Горького - это еще и интеллектуальный театр. Именно этим объясняются, с одной стороны, длительные периоды охлаждения к ней театров, а с другой, ее популярность в кризисные периоды истории, которые характеризуются повышенной интеллектуальностью. Здесь можно сразу оговорить, что данное определение жанровой разновидности не отменяет понятия "философская драма" в отношении пьес Горького. Однако если последнее относится в большей мере к содержанию этих произведений, то понятие "интеллектуальная драма" характеризует прежде всего поэтику пьесы, ее форму, которая - в силу своей многогранности, многоаспектности, многослойности - способна до бесконечности приращивать смыслы художественному созданию. Следовательно, при истолковании пьес Горького именно через понимание высокой интеллектуализированности их формы лежит путь к новым трактовкам драматургии Горького.


ВЕРНУТЬСЯ...

Хостинг от uCoz